Недвижимость в Пензе, строительство, продажа и аренда квартир, покупка дома, аренда недвижимости Пенза, жилье, новостройки - агентство недвижимости PnzStroy, Пенза - агентство недвижимости PnzStroy, Пенза











Дать объявление
Найти объявление

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОПЕРАЦИЙ ПРИ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ-3

Для выявления природной текстуры древесины используют три основных вида среза: продольный (радиальный), вдоль роста волокон; тангенциальный, также вдоль роста волокон, но под углом; поперечный (торцовый). Строгание поперек вертикальных волокон наиболее трудоемкая операция, которая выполняется острым инструментом. Правая сторона дерева, обращенная к сердцевине, обрабатывается легче, труднее режется левая сторона и самый трудный срез — поперек волокон.

Грубую обработку древесины или склеенного блока выполняют следующим образом: отпиливают все лишние части заготовки, затем острым топором или широкой полукруглой стамеской убирают остальные излишки материала. Деревянную заготовку при этом прочно крепят к верстаку, чтобы она не раскачивалась и не сдвигалась. Далее последовательно прорабатывают всю фигуру или изделие. В соответствии с характером древесины режущий инструмент направляют так, чтобы получить гладкий, ровный и чистый срез. Строгание поперек горизонтальных волокон приводит к образованию шершавой поверхности.

Заделка трещин и сучков. Не очень большие сучки высверливают сверлом более толстым, чем сам сучок. Вокруг больших сучков рассверливают отверстия и вырубают их острой стамеской, а края тщательно зачищают. Затем из одинакового материала вырезают кусок соответствующей формы и вставляют его в отверстие (таким образом, чтобы не менялся рисунок заготовки), используя необходимые клеевые составы.

СВОЙСТВА ДРЕВЕСИНЫ И ОБЛАСТИ

ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Дерево хорошо обрабатывается, его можно резать и строгать, пилить и шлифовать. Тщательная обработка древесины требует определенных навыков. Древесные породы отличаются большим разнообразием по окраске, текстуре, прочностным свойствам. Существует древесина легкая и тяжелая, мягкая и твердая, хорошо и трудно обрабатываемая или вообще расщепляющаяся.

Раньше тщательно следили за тем, чтобы для определенного вида работ была выбрана наиболее подходящая древесина. Полы настилали из пихтовых пород, которые, однако, не были достаточно долговечны, а поэтому в сельских домах использовали чаще всего сосну и лиственницу; из них же изготовляли мебель. Столешницы обычно выполняли из древесины дуба или черешни. Из древесины таких пород, как слива, береза, вяз и ясень, вырабатывали различные предметы хозяйственного обихода и орудий труда.

Украшение резьбой, естественно, относилось к технологии обработки древесины, так как нож и топор были самыми распространенными инструментами. Из дерева вырезали множество бытовых изделий: мебель, детские игрушки, миски, солонки, посуду для творога и сыра и многое другое. Резьбой украшали потолочные балки, опорные стойки, перила, оконные и дверные наличники. Древесина и в дальнейшем останется ва-жнейшим сырьевым материалом благодаря легко-обрабатываемости, конструкционным возможностям и своим прекрасным эстетическим качествам.

Древесина хвойных пород (ель, сосна, пихта) имеет длинные волокна, она очень легкая, мягкая и хорошо расщепляется. Еловая и пихтовая древесина упруга. Дуб и бук отличаются твердой, прочной древесиной, которая устойчива к действию эрозии. Твердость во многом зависит от степени увлажнения. Древесина ясеня, бука, граба и дуба после многолетнего хранения в сухом помещении твердеет настолько сильно, что с трудом поддается обработке инструментом. Мягкая древесина липы — наилучший материал для начинающих домашних мастеров. Приобретая достаточный опыт обработки мягкой древесины, можно переходить к обработке твердых, прочных, красиво окрашенных пород. Длинноволокнистая древесина пихты и ели используется резчиками в исключительных случаях.

Желающему научиться изготовлять поделки из дерева лучше всего начинать с простых фигурок, например, с головок для кукол, затем можно переходить к фигуркам из досок плоской формы, пластику которым придают обработкой резьбой.

В качестве игрушек большой любовью пользуются характерные фигурки зверей округлой формы. Таким игрушкам резчик должен придать и декоративный вид. При этом не следует стремиться изготовить изделие с большой степенью фотографичности, желательно выявить типичные черты зверушки, например, большое брюшко или заметный зоб. Обрабатывая кусок подходящего мягкого дерева, получают грубый контур, а затем с помощью стамески выбирают лишний материал до тех пор, пока не получится нужная форма. Готовую поверхность шлифуют наждачной бумагой, затем на минуту опускают в теплую воду. После высыхания изделие полируют, удаляя те волокна, которые залохматились после замачивания. Такая окончательная обработка предотвращает загрязнение поверхности и лучше выявляет текстуру дерева.

Изготовление плоских фигурок из деревянных досок привлекает прежде всего простотой контура, качество резьбы которого хорошо контролируется с обратной стороны изделия, если смотреть его на фоне темной бумаги. При перенесении рисунка на дерево необходимо помнить о том, что более тонкие детали, например ноги, должны быть выполнены в направлении роста побегов иначе они легко ломаются, а кроме этого, на тонких ногах фигурки плохо стоят. Тонкую фанеру для этих целей применять не рекомендуется. Для резьбы из тонких досок достаточно иметь следующий инструмент: прочный лобзик (ножовку), острый нож, рашпиль и наждачную бумагу.

На доску из липовой древесины переводят с бумажного рисунка основной контур фигурки; толщина заготовки может соответствовать ее размерам. Контур вырезают лобзиком, а изделие обрабатывают ножом. На этом этапе работы важно удалить столько материала, сколько необходимо. Желание сразу схватить и уловить все подробности, например лица фигурки, нельзя считать оправданным, грубая обработка объема фигуры. Отдельные детали скульптуры можно при-так как скульптурная резьба по дереву клеивать к основному контуру. Поверх-требует своих художественных подходов. ность изделия будет иметь более привле-Позтому на первом этапе допустима лишь нательный вид, если выявить естественную текстуру древесины, но при желании ее можно и окрасить.

Объемная резьба изделий домашнего обихода: ковшей, мисок, ложек, половников и др., где определяющим элементом формы является внутренняя полость, на-

чинается именно с изготовления этого углубления с последующей проработкой наружных форм. Заготовку при этом, укрепляют с помощью тисков или винтового зажима к ребру рабочего стола таким образом, чтобы выбирать углубление можно было обеими руками. Древесину срезают полукруглыми стамесками, форму контролируют шаблоном, окончательную шлифовку проводят наждачной бумагой.

После отделки с внешней стороны полости обрезают излишки заготовки, чтобы внешний контур приблизительно соответствовал внутреннему. Затем заготовку переворачивают, винтовым зажимом укрепляют на подложке и продолжают постепенно срезать древесину крупными, а затем более мелкими стамесками постоянно контролируя толщину стенки изделия. Внешнюю сторону, так же как и внутреннюю, шлифуют наждачной бумагой.

Очень красива деревянная посуда, вырезанная из твердых пород древесины с ярко выраженным рисунком вдоль волокна, например из вяза, груши, черешни, орехового дерева, дуба, ясеня. Мягкие породы древесины (липа, тополь, ольха), как правило, для этих целей не годятся.

Приобрести первые навыки резьбы по дереву можно и при изготовлении деревянных ложек, вилок, щипцов для орехов и других простых предметов. В процессе изготовления комплекта вилка — ложка сначала вырезают две одинаковые ложки, а затем из одной из них создают вилку.

От изготовления деревянных предметов домашнего обихода переходят уже к созданию деревянной скульптуры. Это естественный процесс, несмотря на кажущуюся разницу в концепции изделий, технике исполнения и точности резьбы, требующей кропотливого труда. Советуем изучить основные формы, виды и приемы резки. Необходимо, на наш взгляд, уметь рисовать и обладать знаниями в области моделирования. Рекомендуем также внимательно изучать и деревянные скульптуры, выполненные искусными мастерами; у них можно многому научиться и много увидеть.

При изготовлении малых скульптурных форм необходимо начинать прежде всего с резьбы вдоль слоя волокон (по линиям роста побегов), когда проще достигнуть точности обработки. Сл.едует иметь в виду, что сердцевина дерева обрабатывается иначе, чем оболонь, и это является причиной возникновения трещин, исправить которые практически невозможно. Чтобы исключить внутренние напряжения в материале, необходимо выдалбливать тыльную сторону фигур. Для обработки грубых контуров можно пользоваться топориком.