Недвижимость в Пензе, строительство, продажа и аренда квартир, покупка дома, аренда недвижимости Пенза, жилье, новостройки - агентство недвижимости PnzStroy, Пенза - агентство недвижимости PnzStroy, Пенза











Дать объявление
Найти объявление

КЕРАМИКА

Глина для керамики — один из древнейших; природных материалов, до сих пор сохранивший свое значение как сырье для изготовления предметов домашнего обихода и художественных изделий. В настоящее время керамика находит применение прежде всего как предмет декора.

Технология приготовления формовочной массы состоит в следующем. Сухую глину замачивают в воде, избыток кото-рои сливают, дают глине высохнуть настолько, чтобы ее можно было хорошо разминать. В таком состоянии ее используют для формования изделий. На воздухе вода испаряется, глина высыхает и твердеет. Чтобы изделие не меняло своей формы, его обжигают. При обжигеменяется и цвет изделий в зависимости от содержания в глине минеральных примесей. Они могут принимать желтую, красную или гемную окраску; только чисто каолиновые глины после обжига остаются белыми. Обожженная при низких гем-пературах глина становится пористым материалом и пропускает воду. Только обжиг при температуре выше 1000 "С обеспечивает хорошее спекание, и керамика становится водонепроницаемой.

Глина может быть очень тонкой и грубой, если содержит различные примеси, песок и Др. Жирная глина пластична, ее можно формовать, раскатывая В длинные жгугы (длинная глина). Тощая глина шероховатая, при растяжении сразу разрывается (короткая глина). Грубые примеси снижают пластичность глины. Наилучшие свойства имеют средние глины, г. е. не очень жирные и не очень гощие. В жирную глину обычно добавляю! гонкомолотый шамот. При формовании посуды или фигурок ВЫСОТОЙ более 15 см юбанкн шамота является обязательной; в (ависнмостн or вида глины i ю добавляют 01 5 ДО 30 % объема сухой массы. Если но замыслу автора поверхность обожженного изделия должна иметь шероховатую фактуру, также добавляют грубозернистый песок.

Пластичность и усадка глины завися г от содержания воды в формовочной массе. Жирные пластичные глины требуют воды намного меньше, чем тощие глины. При добавлении, воды глина набухает, а при высыхании дает усадку. Однако усадка у жирных глин больше, чем у тощих; тощие глины тяжелее формуются, но лучше сохнут и хорошо обжигаются. Жирные глины медленнее поглощают воду, а при высыхании медленнее ее отдают. Если поверхностный слой высыхает быстрее, то обычно возникает много трещин; изделие, неравномерно высыхающее с одной стороны, начинает коробиться. Неравномерное высыхание можно предотвратить, добавляя грубозернистые примеси, шамотовую муку и песок.

Подготовка глины. Природная глина может содержать ряд примесей, которые необходимо удалить перед работой. Сухую глину просеивают на сите, удаляют мелкие камешки и корешки, затем перемешивают с водой до однородной жидкой массы, которой дают отстояться. Верхний слбй воды сливают, глину протирают через тонкое сито, дают подсохнуть, а затем тщательно переминают. Если глина легко отделяется от ладоней рук, значит она содержит оптимальное количество воды. Очень влажная глина прилипает к рукам. Хорошо размятую глину укладывают в ведро из ПВХ или ящик, отделанный внутри оцинкованной жестью. Чтобы глина не высыхала, ее накрывают мокрой тканью.

Необходимое для работы количество глины отрезают куском проволоки, на концах которой закреплены деревянные ручки. Глину формуют специальными инструментами — шпателями из пластмассы и дерева, поверхность которых должна быть гладкой. Деревянные шпатели перед употреблением выдерживают в горячем льняном масле. Моделирующие петли разной величины выполняют из проволоки, которая должна быть достаточно прочной, чтобы не изгибаться. Проволочной петлей снимают избытки материала, выравнивают наружные поверхности, выбирают внутренние полости. Рабочим местом для формования из глины может служить древесно-стружечная плита размером 30x40 см, которая предварительно основательно пропитывается маслом, чтобы ее поверхность не отбирала влагу у глины.

Гончарный круг состоит из основной круглой плиты и вращающегося круга, на поверхности которого обозначены окружности различного диаметра. Деревянная ось, соединяющая оба круга, должна точно соответствовать диаметру отверстия, в котором вращается. Плоские заготовки из глины одинаковой толщины получают, раскатывая валком круглый стержень диаметром примерно 3 и длиной 30 см. Из таких заготовок нарезают пластинки или кубики. Если при раскатке заготовки желательно получить точные формы глиняной пластины, тогда применяют ограничители из брусков, которые строго ограничивают высоту и формуют грани.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КЕРАМИКИ

Предметы, сформованные руками, не отличаются хорошим качеством и совершенством формы по сравнению с предметами, которые формуются на гончарном круге. Однако ручное формование придает керамическому изделию определенную привлекательность.

Глина, предназначенная для формования на гончарном круге, не должна быть очень жирной. Жирную глину смешивают с шамотом в соотношении 1:3. Формование изделий и посуды больших размеров с толстыми стенками требует тощей глины. Для изделий с толстыми стенками можно применять грубозернистые шамоты, которые к тому же придают поверхности привлекательный декор.

Формование посуды из глиняных жгутов. Глиняные «колобки» раскатывают в валики, а затем в однородные по толщине жгуты. Из жгута на ровном основании по спирали формуют дно изделия, выравнивая все неровности между отдельными слоями. Размер дна должен соответствовать размеру будущего изделия. Затем к краю донышка крепят следующий жгут и постепенно отформовывают по спирали стенки сосуда в направлении к горловине изделия.

Емкости могут иметь различные вид и форму, цилиндрические, с расширяющимся кверху или узким горлышком. Возникающие при формовании желобки, уступы и канавки как внутри, так и снаружи изделия выравнивают следующим способом: каждые три-четыре слоя жгутов придавливают сверху вниз и одновременно с боков разглаживают пальцами. Стенки сосуда при этом становятся тоньше, а избытком глины заполняют желобки. При этом нельзя смачивать пальцы, так как вода может проникнуть между слоями и глина в этих местах набухнет. Нельзя оставлять в желобках воздух, при обжиге стенка может потрескаться или возникнут другие дефекты.

Чтобы предотвратить преждевременное высыхание глины и заготовленных жгутов, их накрывают влажной тканью, которая, однако, не должна быть слишком мокрой. Поэтому сосуды с тонкими стенками_ формуют чаще всего на подложке из гипса, который отбирает у глины избыточную влагу, что ускоряет процесс сушки и отверждения нижних слоев изделия. При формовании изделия значительной высоты рекомендуется прерывать работу на некоторое время.

Формование сосудов из глиняных пластинок. Формовать толстостенные изделия больших размеров удобно из пластиной одинаковой толщины, нарезанных из раскатанного слоя глины. Жирную глину смешивают с грубым шамотом с размером зерен 2—5 мм, который добавляют в количестве 25—60 % в зависимости от вида глины. Изделия из отдельных пластинок формуют поэтапно, поскольку тяжелая, мягкая и влажная глина может раздавить нижние незатвер-девшие слои. После частичного высыхания нижнего слоя необходимо увлажнить поверхность изделия мокрой тканью, чтобы последующий слой хорошо соединился с предыдущим.

Оптимальные размеры глиняных пластипок при таком способе формования: толщина 1—2 см, длина 2—4 см, но могут быть и больше. Укладывая отдельные пластинки, как кирпичики в стенке, необходимо стыкуемые плоскости делать шероховатыми и промазывать их разбавленной глиняной массой. Стыковочные грани для лучшего контакта должны быть точно подогнаны, поэтому рекомендуется резать пластинки по линейке.

Формы сосудов и декоративная отделка их поверхности. При изготовлении какого-либо предмета из керамики необходимо уточнить его назначение. Если сосуд должен быть устойчивым, ему необходимо сделать большое плоское дно. Для сосуда большего объема желателен и больший периметр. Ваза может иметь широкое или узкое горлышко в зависимости от ее назначения — для цветов или для хранения жидкостей.

Декорирование предмета также должно соответствовать его цели и назначению. Иногда достаточно мягкого прикосновения пальцев к гладкой поверхности, чтобы создать интересный световой эффект. Используют и другие способы декора, например, оставляют на поверхности следы от инструмента, ножом вырезают мелкие канавки, глубокие бороздки, декорируют поверхность с помощью вдавливания предметов различной геометрической формы. Вырезанные ножом бороздки с гладкой поверхностью после обжига получают матовый блеск. Подсохшую поверхность разглаживают при формовании мокрым тампоном, чтобы обеспечить хорошее глазурование. Другой прием украшения изделий — закрепление глиняных шариков на сырой и влажной поверхности изделия. Аналогично этому можно сформовать по периметру сосуда поясок'(или ближе к горлышку). Декоративная отделка керамических изделий может быть весьма разнообразной.

Моделирование — это формование фигурок или других предметов из мягких податливых материалов: воска, глины, пластилина. Таким способом делают модели, из которых изготовляют негативную форму. В формах отливают позитивы из гипса и цемента. Модели делают чаще всего из жирной глины, которая пластична и хорошо формуется. Чтобы предотвратить растрескивание, модели хранят во влажной среде.

Небольшие модели, а также барельефы формуют целиком из глины, в то время как для больших фигур используют несущие конструкции из деревянных материалов или проволочные. Несущая конструкция (скелет) постепенно покрывается глиной так, чтобы не нарушать пропорции фигуры. Сначала формуют грубый контур, затем постепенно прораба тывают всю фигуру, включая тончайшие детали, контролируя взаимные соотношения и пропорции. В работе модель вращают для визуального осмотра.

Формование фигурок связано с определенными трудностями. Например, вылепливая зверей, следует иметь в виду, что они не будут держаться на очень тонких лапах и при обжиге не выдержат тяжести тела. Повышенного внимания требуют тонкие выступающие части, которые могут отломиться при сушке или при обжиге изделия. С другой стороны. Толстые слои глины плохо сохнут и в них образуются трещины. Маленькие фигурки можно формовать из чистой глины. для больших фигурок (более 10 см) необходима добавка шамота в количестве 20—30 %. При соединении отдельных частей фигурок необходимо обратить внимание, чтобы в стыках не оставался воз Дух, способный при обжиге вызвать растрескивание изделия. Грубая лепка проводится руками, для топких работ используют специальные моделирующие шпатели. В любом случае следует стремиться к созданию компактной формы тонких несущих или выступающих частей.

Фигурки из глины не обязательно подвергать обжигу, если процесс высыхания идет медленно. При этом образуется незначительное число трещин, которые легко замазать с поверхности изделия. Обработка изделий горячим расплавленным воском повышает их долговечность. Если цвет натуральной гмины не отвечает эстетическим требованиям, то поверхность фигурок окрашивают темперной краской. Большие фигуры необходимо формовать ПОЛЫМИ. При формовании фигурок следует предусмотреть небольшие отверстия в скрытых от глаза местах, через которые при обжиге будут уходить водяные пары. Большие массивные фигуры предпочтительно разрезать проволокой на две половины и довести толщину их стенок до 1 см. Затем шероховатые стыки обеих поло винок крепко прижимают и затирают жидкой глиняной массой. Здесь Также необходимо отверстие для удаления паров при обжиге.

Плоские керамические предметы гут быть изготовлены в виде барельефов и горельефов *, а могут служить состав ными элементами рельефа большой поверхности. Изготовление таких изделии -— трудная задача, так как при обжиге заготовки не должны изменять объема и коробиться. Чтобы исключить эти нежелательные явления, при подготовке глиняной массы в нее добавляют тонко молотый шамот в соотношении 1:1. Глин;, необходимо тщательно перемешать с шамотом и с помощью валка раскатать в толстую пластину. Точная порция нарlt; зается проволокой. Размеры готовых из делий определяются внутренним пространством печи.

Декорировать предметы можно предварительно изготовленными штампами или вырезая на их поверхности рисунки любого вида (абстракция, рельеф, растительный орнамент и т. п.). Если вырезать на поверхности изделия рельеф, который будет уходить вглубь, то толщина этого рельефа будет ограничена толщиной исходной пластины. Делать исходную заготовку очень толстой — значит увеличивать объем предмета, что при обжиге может вызвать его коробление. Поэтому необходимо регулировать толщину слоя, выбирая избытки материала с обратной стороны, а возвышающиеся части наращивать постепенным добавлением глины.

Сушка и обжиг. Процесс сушки скульптурной пластики должен проходить постепенно, чтобы изделие не трескалось и не коробилось. Равномерная сушка обеспечивается периодическим переворачиванием изделия или размещением его на гипсовом основании, которое поглощает часть влаги из глины. Плоские изделия хорошо сушить на прочной сетке, когда к изделию поступает воздух и свер-ХУ и снизу. Время сушки зависит от температуры окружающей среды, влажности в°здуха, габаритов изделия. Пока изделие имеет темный цвет и его можно формовать, оно остается влажным. Высушенный предмет светлеет, приобретает твердость, становится более легким, издает характерный звенящий звук при постукивании по нему. Если при сушке какая-то часть изделия отломится или образуются трещины, место излома увлажняют, на него наносят тонкий слой влажной глины и обе части плотно прижимают.

Рабочий процесс завершается обжигом. Правильно изготовленное изделие, с требуемой толщиной стенок, без пустот и воздушных пузырей не должно растрескиваться. Электрические печи для обжига и глазурования керамических изделий должны держать температуру не ниже 1100 °С. Не должен быть стесненным внутренний объем печи. Печь должна быть оборудована датчиком температуры, который подает сигнал на отключение печи как только будет достигнута установленная температура. При температуре от 120 до 140 °С удаляются остатки влаги, и нагревание в этом интервале должно проходить медленно, чтобы изделие не потрескалось. Затем температуру в печи медленно поднимают: примерно при температуре 1000 °С глиняная масса начинает спекаться.

После обжига проводят медленное и равномерное охлаждение. Если изделия сразу после обжига вынуть из печи, то на поверхности их образуются трещины. Чтобы изделия имели красивый внешний вид, их глазуруют или украшают цветным ангобом, который готовят смешением цветной порошковой глины с водой до состояния жидкой пасты. В отличие от глазури, которой поливают уже обожженный предмет, ангоб наносят на еще не затвердевшую глину. Предмет с нанесенным ангобом высыхает, твердеет и обжигается. Поэтому глина для ангоба и глина для изделия должны иметь одинаковые свойства.

Возможности отделки керамики весьма обширны. Можно декорировать поверхность частично, можно целиком. Ангоб можно частично удалить с поверхности изделия в виде волнистых линии и других простейших орнаментов. После обжига на поверхности изделия образуются места с различной окраской. Ангоб наносят с помощью кружки с узкой воронкой или резиновой груши с насадкой. Небольшие предметы можно обрабатывать методом погружения. Если верхний слой ангоба отделится, то будет видно само изделие с другой расцветкой. Если основа будет покрыта белым ангобом, а в качестве верхнего слоя используют красную глину, то вырезанные узоры орнамента будут достаточно контрастны.

Основной задачей глазурования является придание глине влагонепроницае-мости. Однако полной влагонепроницае-мости достичь не удается ввиду того, что на поверхности глазури остаются микротрещины, ["лазурь улучшает внешний вид изделия, предотвращает его быстрое загрязнение, делает его более эстетичным. Состав глазури подобен составу стекла, а самой простейшей глазурью является молотый кварцевый песок. Его тщательно перемешивают с водой в соотношении 1:1 до 1:1,5, и некоторое время отстаивают, после чего отфильтровывают через тонкое сито, удаляя включения больших размеров. После фильтрования состав разбавляют водой до необходимой вязкости. Глазурь наносят на предмет после предварительного обжига поливом или погружением. Смесь при этом необходимо постоянно перемешивать, чтобы не осаждались более тяжелые частички стекла. Толщина наносимого слоя должна составлять не более 0,5 мм. Если требуется покрыть глазурью внутреннюю поверхность сосуда, то состав заливают в сосуд, а затем сливают.

Украшения из обожженной глины. Из обожженной и покрытой цветной глазурью глины можно выполнить оригинальные украшения, например ожерелье из одинакового размера керамических шариков, надетых па шнур или кожаный ремешок. Можно также использовать иные разновеликие керамические формы, фигурки разных расцветок и т. д. Отверстие для шнурка необходимо сделать в еще мягком материале. Если ожерелье собирают на проволоке, то она должна быть нержавеющей.